Российская анимация

Российская анимационная программа на Третьем Сахалинском международном кинофестивале предлагает зрителям свой полет за «Край света». По своей сути, искусство одушевления и есть и полет авторской фантазии, отрыв, попытка преодолеть притяжение стереотипа. И даже на таком традиционном материале, как сказка, сформулировать личное художественное высказывание. «Как это? Как это? «Как это?», — мучает вопросами, допрашивает всех цыпленок Зина, с завистью засматриваясь на умеющих парить человекообразных птиц в «Перелетной» Веры Мякишевой. Блоковское устремление к высоким печалям, «скрытому» и «невыразимому словами»; парусам, спрятанным за мысом; голосам, исчезнувшим вдали — угадывается в поэтической вариации на тему старого кино «Булочка и птичка» Инги Коржневой, в философской сказке Михаила Алдашина «Бессмертный», буддистской новелле о счастье дружбы Романа Соколова «Друзья», в исполненной высокой печали притче о мечте Ивана Максимова «Длинный мост в нужную сторону». У этого одушевленного полета за «Край света» есть и некоторый азиатский вектор. Очередную миниатюрную поэму, созданную вместе с китайскими студентами представит Дмитрий Геллер. Его новый фильм называется «Маленький пруд у подножия великой стены». «Сказ Хотанского ковра» — фантазии, «сотканные» Натальей Березовой по мотивам уйгурских сказок. С помощью песка и суфийской музыки Серафима Овчаренко сочинила свою элегию «Песнь песней». Виктория Спирягина в технике перекладки создала притчу «Как Гонсукэ лису ловил» по мотивам японских сказок. В спец-программе «Восток — дело сонное» мы покажем избранные музыкальные фильмы из цикла «Колыбельные мира». Безусловно, аниматорам для полета не нужны сложно-сконструированные аппараты. Песок и пластилин, нить и бумага, а сегодня еще любую фактуру, любой материал можно воспроизвести в компьютере. Но никакая современная технология не поможет выдать притворство за внутреннюю правду, никакие самые умопомрачительные «платформы» не наполнят произведение трепетом, чувственностью. «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства». Словами этими провидец Леонардо за столетия до рождения первого мультфильма сформулировал основной закон искусства вообще и анимации — в частности.
Лариса Малюкова